Галий Галиев В гостях у инопланетян

 

Школы у И.П.

 


 
[в начало]


[назад]

[вперед]


напишите автору...

Россия выйдет из вековой отсталости только тогда, когда будут у нас трудолюбивые кадры с "золотыми руками". Все надо начинать со школы. Учить тому, что необходимо в жизни.

Стоит ли сегодня говорить об образовании, при наших нищенских условиях жизни, развале экономики, науки, культуры.

И.П. мне говорят: "Об этом надо кричать!" Ведь мы к такому результату пришли только благодаря низкому профессионализму, бесхозяйственности, моральному и идеологическому разложению населения. В общих чертах, сегодня у человека падает трудовая активность, расслабляется мышечная энергия, ухудшается здоровье, падает уровень образования, культуры, умственные способности.

Про наши учебные заведения И.П. говорят: "Шума много, толку мало... Все это больше напоминает холостой выстрел". Программа обучения очень сложная, нагромождена "мусором", а усвояемость ниже 10%. Мы гонимся за количеством учащихся, а качество нашей работы, "конечные результаты", требует научного анализа.

Отдав 10 лет жизни, юноши и девушки получают аттестат зрелости. Сумели ли мы их сделать зрелыми, подготовить к самостоятельной жизни? Какие они получили знания, какая часть этих знаний сохранится в их памяти и применится в жизни?


Мне лично, на военной службе, в течение многих лет приходилось проводить экзамены - из числа молодых солдат отбирать кандидатов для подготовки радиоспециалистов, электриков и т.д. На этих экзаменах им задавались самые простые вопросы по физике, электричеству. К примеру, по закону Ома, как определить силу тока лампочки в 60 ватт или как включить в электрическую цепь вольтметр, амперметр и т.д.

Результаты были поразительны. Все они два года назад зубрили сотни законов и формул по физике и электричеству, по всем другим предметам, получали хорошие оценки. А сегодня они не знают почти ничего, ничего не помнят.

Жаль, ведь на таком же уровне их знания и по другим предметам. Многие солдаты со средним образованием не могли показать на карте границ СССР, не знали расположения союзных республик, ведущих капиталистических стран мира.

Многих из них насильно заставляли учиться. Они зубрили то, что не понимают, что их не интересует. Сколько нервов потрачено их родителями, сколько выговоров получено их учителями. Напрасно затрачены труд и огромные средства. У детей отнято одиннадцать лет жизни.

Спрашивается, кому нужна такая формальность, очковтирательство, для чего мы всем морочим головы, говоря об образовании. Ведь многим из нас в жизни, по справедливости, вполне хватило бы начального образования. Ведь сегодня более половины населения страны обходится именно начальным образованием: умеют читать, писать и решать простые арифметические задачи, и вполне довольны своей судьбой. Странно то, что в числе таких "довольных" есть люди со средним и высшим образованием.

Наша сегодняшняя молодежь, в условиях развала экономики, безработицы, живет в растерянности, неуверенности в завтрашнем дне. Они не получили военно-патриотической, идеологической подготовки, нет у них никакого жизненного опыта, трудовой профессии. Нет у них особого желания трудиться и учиться. Целыми днями они слушают пустую, оболванивающую музыку, смотрят фильмы про грабежи и убийства, остальное время проводят в подворотне.

А ведь за одиннадцать лет их можно было бы чему-то научить: дать им две-три трудовых (рабочих) профессии, необходимых для данной местности. Кроме того, они могли бы стать домашними мастерами, чтобы своими руками могли бы отремонтировать, содержать квартиру: готовить, стирать, ремонтировать одежду и т.д. Обходится без родителей. Знать хотя бы проблемы своей домашней экономики.

Ведь когда-то дворянские дети, окончившие гимназию, уели вежливо разговаривать на литературном языке, умели уважать старших, своих родителей. Понимали произведения искусства, слушали содержательную классическую музыку, были обучены бальным танцам, правилам этикета.

Самое главное то, они были подготовлены к самой жизни, они умели что-то делать, были морально устойчивы, стремились к лучшему будущему.

Как используются кадры.

У нас на каждом шагу можно встретить кассира, парикмахера, повара, уличного торговца или дворника с дипломами вуза.

Только менее половины выпускников вузов занимают должности, соответствующие своему образованию. Но даже из них большая часть занимается не научными, инженерно-техническими проблемами, а решают обычные административно-хозяйственные проблемы на уровне знания начального и среднего образования.

К сожалению, у нас десятилетиями ведется гонка за количеством специалистов с высшим образованием. В вузах у нас сегодня учатся в основном не дети, одаренные особыми талантами, стремящиеся к научным открытиям, к прогрессу, а дети состоятельных родителей. Им главное не образование, а диплом. Они знают, что благодаря своим родителям, их карьера обеспечена. Они будут управлять, заниматься бизнесом, гнаться за личным обогащением. Также, многие юноши учатся сегодня только ради уклонения от военной службы, их образование тоже мало интересует.

Большинство студентов - больные люди. Многие из них завершают учебу с различными заболеваниями, с истощением организма. Кого мы готовим? Карьеристов, инвалидов?

Мы говорим, что посещаемость лекций на уровне 70%. Откройте двери лекционного зала. Профессор на доске объясняет сложные математические уравнения. Все это давно оторвано от практики. Мало кто из студентов знает для чего все это, где оно применяется. Наверно поэтому половина студентов спит или занимается посторонними делами. Все это надо только для экзаменов. Сдали экзамены - все исключили из памяти.

К сожалению, у нас многие педагоги, господа профессора, ученые, сами очень далеки от производства, от практики. Некоторые из них со старым багажом десятилетиями толкают голую теорию, не закрепленную никакими практическими занятиями.

Наша страна по подготовке инженеров-строителей занимает ведущее место в мире. Где результаты? Строим мы долго, дорого, с низким качеством. Месяцами простаивают у нас краны, строительная техника. По применению новых, более перспективных материалов мы отстаем на тридцать лет. Продолжаем по-прежнему строить из кирпича, цемента.

Нас обучают американские специалисты как добывать, обрабатывать нефть, хотя у нас самые крупные учебные заведения нефтедобычи.

Видел я инженера - мастера механического цеха, не умеющего читать технические чертежи, не умеющего работать ни на одном металлорежущем станке. Видел я такого же инженера-технолога, он постоянно советовался с рабочими по вопросам технологии изготовления различных изделий.

Где наши экономисты? Ведь ни одна страна в мире не будет захламлять свой рынок иностранными товарами. Мы сегодня завозим до 80% товаров, которые могли бы производить сами. Капиталистический мир расцветает, а мы своими руками душим своих производителей, нищаем.

Почему не знают наши чиновники в правительственных органах о том, что налоги можно собирать только при налаженном товаропроизводстве.

Вся беда в том, что у нас никто не занимается вопросами переподготовки кадров. Наши специалисты мало что знают о достижениях науки, о новых технологиях. Самоподготовка кадров находится на нулевом уровне. Техническая литература издается у нас в 10-20 раз меньше, чем в передовых капиталистических странах.

Повторяю, все эти вопросы требуют научного анализа и своего ответа. Несмотря на экономические трудности, надо бы открыть экспериментальную школу, где все занятия должны проводится по новой программе и по другой методике. По принципу: "Учить тому, что необходимо в жизни". Школа в дальнейшем должна стать образцом для других учебных заведений.


Почему я пишу об этом?

Я более сорока пяти лет имею контакты с И.П.. Я совершаю ночные "полеты" в другие миры. Узнаю там условия жизни высшей цивилизации. И.П. показывают мне свои достижения, технику, то, что у нас пока не существует.

Я часто посещаю их детские сады, учебные заведения. Думаю, там есть очень много поучительного для нас. Там, конечно, совершенно другие условия, пишу все применительно к нашей реальной жизни.

У них очень мало детей, так как там строго ограничена рождаемость. Говорят, нельзя увеличивать численность населения и перенаселять планету. Многие семьи там вообще не имеют детей или имеют одного ребенка. Дети - большая ценность, их воспитание, обучение полностью находятся в руках общества. Говорят, что семья балует, портит своих детей.

Там тысячелетиями идет борьба за улучшение физических и умственных качеств человека: жениха и невесту из тысяч вариантов подбирают "сверхумные" вычислительные машины. Кажется, все учтено. В основном рождаются физические здоровые, крепкие дети. Но среди рожденных, как и у нас, бывают больные, физически слабые, слабоумные.

И.П. говорят, что законы природы очень строги, все дети, как и у нас, отличаются своими умственными и физическими способностями. К каждому ребенку - индивидуальный подход, каждый из них имеет свое определенное место в жизни. Одни совершают межзвездные перелеты, изобретают сказочные машины, а другим - кому что, даже при наличии сказочных машин приходится выполнять черные, неприятные, опасные работы. Но все они живут, работают в условиях коммунистического общества, все довольны своей судьбой.

И.П. считают, что человека нельзя учить принудительно - все равно ничего не получится. В соответствии со своими умственными способностями 30% населения вполне обходится начальным образованием. Но все равно такие дети в школьных заведениях учатся 10-12 лет. Всю программу средней школы они "изучают", просматривая интересные кинофильмы и посещая практические занятия. Главное, они получают здесь самые разнообразные, интересующие их трудовые профессии. Многие из них выходят из школы "Мастерами Золотых Рук". И иногда они являются даже более ценными, нужными специалистами в народном хозяйстве.

Там около 50% населения имеет среднее образование и только около 10% имеет высшее. Но все они люди, хорошо воспитанные, добрые, честные, физически здоровые, трудолюбивые, все они равноправные граждане планеты. Все они обладают, по своим возможностям, глубокими знаниями и "золотыми руками".

И.П. с самого рождения ребенка заботятся о его физическом здоровье, о физическом закаливании. Считают, что только физический труд, трудолюбие приносят творческую радость. Физический и умственный труд являются основным средством умственного, идеологического, духовного воспитания и физического закаливания детей, вообще человека.

У И.П. все детские игрушки, средства развлечения, рассчитаны на физическое закаливание и умственное развитие детей. Я видел там множество игрушек, которые при движении издают мелодичные звуки, светятся всеми цветами радуги, радуют зрение и слух. Если, допустим, куклу оставляют без внимания, она начинает плакать, издавать неприятные звуки. Если же ее качают, она улыбается, протягивает руки, поет, смеется... Такие игрушки создают детям массу хлопот. Им приходится постоянно ухаживать, перемещать, передвигать свои игрушки.

Отличаются у И.П. и детские сказки. Нет там серого волка, бабы-яги и Бармалея. Много я слышал у них маленьких, очень занимательных сказок, рассказов из жизни животных и растений - как они строят свои гнезда, как находят себе пищу, как обучают своих детей, как они защищаются от хищников. Или какими остроумными способами распространяются семена растений, как они начинают расти...

Для детей дошкольного возраста написаны очень занимательные рассказы об обычных инструментах. К примеру, простой топор или пила в этих рассказах превращаются в настоящих волшебников. С помощью таких инструментов возникают сказочные дворцы. После чтения такого рассказа так и хочется взять в руки топор и...

Дети начинают "трудится" с 2-3-летнего возраста. Всевозможные дела они должны делать своими руками. Сами одеваются, убирают постель, свое помещение. Перед сном аккуратно складывают свои игрушки. За все проделанное их хвалят, поощряют. И постоянно усложняются их обязанности, им приходится выполнять более сложные задания. Бывает, их "работа" приносит больше вреда чем пользы. Детям кажется все наоборот - они выполняют очень полезную работу.


Уже было сказано, что И.П. по разуму, по своим техническим достижениям опережают нас на тысячелетия. Живут они в условиях полного материального изобилия, духовного удовлетворения. При этом у них во всем соблюдается бережливость, скромный образ жизни. У них есть все и нет ничего излишнего.

У И.П. детские сады и школы объединены в единый "учебно-воспитательный центр". Дети находятся там до совершеннолетнего возраста. Они покидают стены школы зрелыми, вполне самостоятельными людьми.

В таких школах имеются все необходимые условия для учебы. Прекрасно оборудованные классы. В них есть различные приборы, наглядные учебные пособия, помогающие детям освоить, закрепить полученные знания, есть там приборы, передающие ускоренную информацию. Они применяются в основном при чтении художественной литературы и при просмотре кинофильмов.

Занятия по гуманитарным предметам проводятся в кинозалах. На огромных цветных стереоскопических экранах демонстрируются фильмы по истории, географии и т. п. Фильмы сопровождаются мелодичной музыкой и словесными объяснениями. Во время просмотра фильмов ощущаются запахи, движения воздуха, перемены температуры,- полный эффект присутствия.

У любого школьника имеется при себе карманный справочник с цветным экраном. Объем памяти этого справочника достигает ста наших энциклопедических томов.

Для уроков труда имеются хорошо оборудованные лаборатории, мастерские, оснащенные приборами, станками.

При школах имеются спортивные комплексы, плавательные бассейны.

В искусственных озерах школьники разводят рыб и водоплавающих птиц. Занимаются животноводством. Имеются школьные сады, огороды, хлебные поля. Школьники проводят на них половину своего времени. Работают на электротракторах, сельскохозяйственных машинах, пашут, сеют, ухаживают за растениями, собирают урожай. При школах имеются все необходимые транспортные средства. Взрослых людей там очень мало, дети сами делают все. Энергию школы получают от ветроустановок и от "солнечных" элементов.

Школьники по несколько раз в год, небольшими группами, садятся на "летающие тарелки" и посещают самые отдаленные уголки своей планеты. Иногда они в прозрачных батискафах опускаются в глубины морей и океанов. - Изучают свою планету, ее богатую природу.

Дети учатся не менее 10-12 лет. Примерно половина учебного времени отводится профессиональному обучению.

Кто же они, выпускники средних школ: это физически здоровые, вполне приспособленные к самостоятельной жизни люди. Они имеют широкий кругозор, хорошие, твердые знания, необходимые в жизни. Владеют тремя-семью различными, нужными трудовыми профессиями. С большим желанием устраиваются на работу. Многие из них являются "мастерами золотых рук", умеют делать все. Кроме своих профессий все они могут управлять автомобилями, сельскохозяйственными машинами. Все они являются домашними мастерами, смогут самостоятельно отремонтировать свою квартиру. Знают все домашние хозяйственные дела, умеют содержать свою технику. Красиво они живут, работают и умеют также красиво отдыхать. Много путешествуют. Слушают только содержательную классическую музыку. Сами играют на музыкальных инструментах. Много занимаются спортом.


Я буду писать только то, что приемлемо в наших нищенских условиях.

Я знаю, вы скажете, что все это давно известно всем. Мне хотелось бы, чтобы в наших условиях шире применялось хотя бы то, что всем "давно известно". В этом благородном деле должны принять участие наши ученые, все наши учителя. Хотя бы все "мало возможное" надо совершенствовать и применять в жизни.

Итак, что можно сделать в наших условиях.

В детских садах имеются разумно перегруженная программа и распорядок дня, у детей не остается ни минуты свободного времени. Однако они этого не замечают, им кажется, что это веселая познавательная игра.

Большую часть времени они проводят во дворе, на свежем воздухе. Весной им отведен земельный участок площадью 30-50 кв. метров. Они сами обрабатывают землю, на каждом квадратном метре сеют различные семена цветов, овощей, зерновых. В течение лета они их поливают, обрабатывают, удаляют сорняки. А осенью собирают "богатый" урожай. Зимой и летом они убирают двор, свои детские помещения. Такая "уборка" может принести больше вреда, чем пользы, но их за все хвалят, поощряют.

Знаем, что у детей в самом раннем возрасте хорошая память, любопытство ко всему, они все хотят знать. Они как губки впитывают все что увидят и услышат. Однако, это не значит, что их память надо перегружать всяким мусором.

Можно было бы каждый день в течение одного-двух часов проводить уроки "угадайка". Каждый урок проводится по определенной программе. К примеру, по радио издаются звуки - голоса животных, дети стараются их угадать. Затем на экране появляются различные животные. Если нет телевизора, то показываются картонные картинки с изображениями различных животных. Детям рассказывают, где они обитают, их размеры и полезность для человека.

Уроки с каждым днем усложняются. На следующем, к примеру, детей учат разгадывать простые музыкальные фразы: звуки ветра, грозы, машины или трамвая, крадущегося животного. В конечном результате можно было бы обучить детей пониманию содержания сложных музыкальных произведений.

Нашу современную музыку, которая звучит на каждом шагу день и ночь, И.П. считают не только не содержательной, но вредной, оболванивающей сознание людей и разрушающей их нервную систему.

Детей с самого раннего возраста надо бы обучать бальным танцам, правилам эстетики, чтобы они понимали содержание, ценность художественных произведений. Если детям с самого начала заложить основы правильного воспитания, они будут в будущем добрыми, вежливыми гражданами, будут хорошо работать и приятно отдыхать.


В начальных классах дети начинают учиться большими группами до 30 человек. Затем их по успеваемости начинают разбивать на мелкие группы. - Все знают, что в больших группах отстающие дети тянут назад более способных учеников.

К примеру, таблицу умножения кто-то может выучить в течение одного урока, а другому ученику для этого потребуется в десять раз больше времени. В маленьких группах дети занимаются в основном самостоятельно. Они, освоив одно задание, получают другое. Такие группы организуются по разным предметам. Если один из них силен по арифметике, то он может отставать по другим предметам.

Классные занятия за партой или в кинозале в любых классах занимают не более двух часов в день. Занятия проводятся, в основном, в хорошо оборудованных лабораториях или в производственных мастерских.

Я мог бы привести здесь десятки примеров.

По природоведению.

Дети должны иметь представление о Солнечной системе. В классе им можно было бы перечислить десятки цифр - они ничего не запомнят. Это же занятие можно было бы провести на улице или в поле. В миллиардном масштабе изготовить все детали Солнечной системы и расставить их по своим местам. Солнце - это круг диаметром около 1,5 метров. На расстоянии в 150 метров от него находится 13-миллиметровая Земля. А Луна, диаметров в 3 миллиметра, находится на расстоянии в 0,4 метра от Земли. И т. д.

Урок "единицы измерения".

Детям показывают метр, литр и килограмм. Они все "запомнили". Этот же урок можно провести во дворе школы. Здесь собраны сотни образцов дерева, металла, минералов и т. п. Ученики по очереди берут их в руки, называют: "это береза, дуб, сосна". Школьники измеряют их вес, размеры. Одновременно им показывают устройство и правила обращения с различными измерительными инструментами. С помощью микрометра они определяют диаметр своего волоса. С помощью штангенциркуля измеряют диаметр сверл и т. д.

С помощью метра, рулеток измеряют размеры своего класса, наружные размеры здания школы. В конечном результате дети должны уметь на глаз определить размеры и вес любого предмета с точностью 60-80%.

Уроки физики.

Здесь ни один закон, ни одни формула не дается школьникам без труда. Имеются все необходимые приборы, приспособления. Они проводят десятки различных опытов и сами своим трудом "открывают" давно известные законы и формулы физики, механики.

Что такое электрический ток.

Сначала детям показывают насосы и движение воды по трубам. Им говорят: диаметр трубы чем-то напоминает величину тока. А давление жидкости напоминает напряжение электрического тока. Длина и диаметр трубы создают препятствие течению воды. Это есть "сопротивление". Вместо диодов им показывают различные клапаны, сальники. Вместо конденсаторов - посуду, емкости.

С самого начала школьникам объясняют устройство амперметра, вольтметра. Чем они отличаются, как включаются в электрическую цепь. Изучаются свойства всяких проводников и изоляторов. Они должны разобраться, твердо знать устройство различных генераторов, моторов, трансформаторов и т. д., уметь ими пользоваться.

В старших классах также на практических занятиях изучаются основы радиоэлектроники.

Только путем практических занятий дети могут получить нужные знания в жизни.

Начиная с первого года обучения и до самых старших классов, со школьниками по один-два часа в день проводятся уроки труда. Классы труда оснащаются необходимыми инструментами, материалами и хотя бы простейшими станками по обработке дерева и металлов. Опытные мастера-преподаватели показывают детям простейшие столярные, слесарные инструменты, обучают ими пользоваться. Первые годы дети делают простейшие игрушки: кораблики, машинки. На ножном токарном станке вытачивают шахматные фигурки. В дальнейшем обучаются работе с более сложными инструментами, на станках по обработке дерева и металлов.

Во время обучения в стенах средней школы дети совершают экскурсии на промышленные предприятия, строительные площадки. Там они знакомятся с различными трудовыми профессиями. По заинтересовавшим их профессиям, например, столяра, токаря, в школах организуются кружки, отдельные группы по подготовке высококвалифицированных специалистов в этих профессиях.

Не зависимо от желания все дети проходят курс обучения домоводству. Их учат, как ремонтировать свою квартиру: побелка стен, потолков, оклейка стен обоями, утепление окон, мелкий ремонт кранов водопровода, починка электропроводки. Обучают правилам обслуживания и мелкого ремонта бытовой техники и радиоаппаратуры.

В сельских местностях дети должны проводить большую часть времени на полях, животноводческих фермах, знакомится с сельскохозяйственными машинами, уметь на них работать.

После уроков детям разрешено самостоятельно работать в классах труда, мастерить. Они, по своему усмотрению, изготовляют различные игрушки, модели.


Учить тому, что их интересует, что они воспринимают, запоминают. Это очень большая, спорная тема.

Мы все когда-то учили тысячи различных химических, математических формул, законов, правил. Будем самокритичны, вряд ли кто сегодня вспомнит химическую формулу хотя бы пищевой соды или соли. Вряд ли кто вспомнит, что такое логарифм, синус, тангенс. Или какой-нибудь закон физики. А ведь на изучение их затрачены сотни часов дорогостоящего времени.

Было сказано, дети по своим способностям разбиваются на группы для глубокого изучения интересующих их предметов. Допустим, если их интересует физика, математика, биология и т. п. Они по этим предметам могут получить более глубокие знания, даже шире программы средней школы. Есть группы детей, их совершенно не интересуют эти предметы. Но им все равно в течение нескольких часов проводят сокращенные уроки по этим предметам. Их стараются заинтересовать этими предметами. Например, им показывают способы решения нескольких практических задач, допустим, по тригонометрии, с использованием логарифмов и т. д.

Сегодня есть определенное количество детей, которых не интересует ничего, никакие предметы. Их бесполезно упрекать за неуспеваемость. Таких детей надо заинтересовать через трудовое воспитание. Они будут что-то делать, мастерить, наконец, убедятся в необходимости знаний.

Дети с самого раннего возраста что-то фантазируют, пытаются что-то мастерить своими руками. Но во многих семьях для этого нет никаких возможностей. Если ребенок принесет с улицы домой палку, начнет стругать тупым ножом, - он тотчас же будет наказан мамой: "Для чего убирала..."

В школах все эти потребности должны быть удовлетворены. Здесь тоже могут быть дети, которых никакие самоделки не интересуют. Как их заинтересовать? Допустим, первоклассники пришли в класс труда. Здесь расставлены различные модели, игрушки, изготовленные старшеклассниками. Здесь же имеются необходимые материалы и простейшие инструменты по обработке дерева.

И вот, первоклассники начинают строить кораблики. Они сами будут спрашивать, как отпилить нужной длины доску, как заострить нос корабля, как сделать так, чтобы он был гладким, как просверлить отверстие для мачты. Им показывают только то, в чем они просят помочь.

Здесь каждый возразит: если детям предоставить такую свободу, "анархию", то они вообще перестанут учиться. Что лучше - я не знаю. Он часами сидит, мучается на уроке, ничего не делает, ничего не запоминает. После уроков проводит время во дворе, в подворотне. Здесь, в классе труда, он что-то делает, у него что-то получается, его хвалят, поощряют. Наконец, у ребенка может появиться какой-то интерес к знаниям, к более высоким трудовым профессиям. Он сам начнет учиться, по потребности, тому, что его интересует, что ему надо в жизни. Он все свои годы обучения проводит в классе труда. Может быть, он останется с начальным образованием. Но, благодаря его трудолюбию, из таких людей могут получиться ценные специалисты для общества, "мастера золотых рук".

У И.П. все дети учатся 10-12 лет, т. е. до совершеннолетия. Одни из них по определенным предметам получают высшее образование, большинство освоили общее среднее образование. А небольшая группа детей ограничилась знаниями начального образования. Но все они прослушали программу средней школы по поверхностной программе и по своим способностям освоили некоторые предметы по глубокой программе. Здесь самое главное то, что все дети, кроме всеобщего образования, получили несколько трудовых специальностей, они подготовлены к самостоятельной жизни.


Одна заслуженная учительница в Казани, с которой я обсуждал эти проблемы, сказала: "Здесь речь идет о снижении уровня знаний учащихся и о превращении наших школ в учебные заведения профессионального обучения".

А я говорил вс╠ наоборот, ставил вопрос о подготовке более грамотных специалистов, приспособленных к самостоятельной жизни.

В нашей стране многократно проводились школьные реформы. Но фактически у нас не изменилось ничего. Может быть, для нас есть что-то поучительного в школах капиталистического мира? Например, в Англии в школах учатся в течение полного дня. Каждый день проводится по 6-8 уроков продолжительностью по 60-80 минут. Там двухразовое питание. Есть время отдыха. Половина уроков - физические упражнения, спортивные соревнования, веселые игры, просмотр фильмов, трудовое воспитание. По расписанию большее время отведено духовному, религиозному, эстетическому воспитанию, домоводству, домашней экономике.

Было сказано: переподготовка кадров и самообразование у нас на очень низком, нулевом уровне.

У И.П. давно уже не издаются газеты и журналы. Вся информация о всех новостях, происшествиях, научно-технических достижениях поступают по телевизору и записываются на пленке. Это была бы огромная информация, состоящая из тысяч печатных листов. Поэтому каждая информация передается в трех видах: название, краткое содержание и полное описание. Каждый человек свой записывающий прибор настраивает на интересующую его информацию. Вся полученная информация просматривается по телевизору. (А "телевизоры" у них напоминают обычную настольную книгу; они его носят с собой). Нужная для работы информация переводится на другую пленку для хранения. Если нужны какие-то чертежи, схемы, - все это на цветных принтерах перерисовывается на бумагу.

Самое главное здесь заключается в том, что любое достижение науки, техники, новые изобретения, технологии поступают в мозговой центр планеты и без задержек передаются населению планеты и внедряются в жизнь.

"Домашняя библиотека" у И.П. состоит из сотен миниатюрных записей. Все это умещается в размеры одной книги, а объем информации соответствует десяткам тысяч книг.


Многие капиталистические страны мира в послевоенные годы получили неслыханные темпы роста своей экономики. Главную и решающую роль сыграли технически грамотные кадры. Капиталистические страны приглашают хороших, грамотных специалистов со всего мира, покупают патенты на изобретения, новые технологии. Кроме того в ведущих капиталистических странах мира издаются описания научно-технических журналов всего мира. Интересные материалы переводятся на языки данного государства и переиздаются для всего населения. Объем печатной технической литературы в десять-двадцать раз больше чем у нас.

Все описания новых технологий в виде технических бюллетеней издаются большими тиражами, они доступны каждому рабочему. Каждый рабочий их читает, самостоятельно повышает вою квалификацию, вносит рационализаторские предложения. К примеру, в Японии каждый третий рабочий является изобретателем или рационализатором. Свою заработную плату они получают в красивых конвертах, но их больше волнует не сумма получки, а приглашение на работу на следующую неделю. Если он рабочий низкой квалификации, малоинициативен, нарушает производственную дисциплину, то такого приглашения может не оказаться. Он считается безработным.

Нет необходимости писать, что наши рабочие и специалисты от учебных заведений и до пенсии шагают со старым багажом...

 

В заключение скажу, что начиная с шестидесятых годов мною были написаны десятки писем о необходимости кадровой и технической революции, содержащих конкретные предложения. Писал о техническом прогрессе капиталистического мира. Предсказывал предстоящий спад нашего производства, о его последствиях.

В годы "демократических" реформ писал, что перестройка есть самая крупная, бессмысленная авантюра. Предсказывал к чему она приведет. К сожалению, предсказания полностью подтвердились. Знаю, впереди нас ожидают более тяжелые испытания, дальнейший спад производства, обнищание и расслоение населения, рост коррупции, преступности, кровавых конфликтов.

В течение пяти лет мною были написаны восемь писем президенту РТ и Верховному совету РТ (копии имеются). В них я писал о предстоящих последствиях реформ, старался доказать, что РТ должна идти другим курсом...

Мои письма остались без внимания.

Впереди две дороги. Или идти нам в капиталистическую зависимость, в рабство к капиталистическому миру. Или создать свои кадры и своими руками поднимать экономику, вывести страну из вековой отсталости.

Знаю, в моих статьях нет ничего нового, все это давно известно. Давно бы надо все это научно проанализировать и взяться за дело.

В этом благородном деле должны принять участие ученые, преподаватели и все сознательные граждане республики.

Я оптимист и верю в светлое будущее.

Галий Галиев
  [назад] [вперед]